Любовь и нежность в аду


Любовь и нежность в аду

Этот роман принадлежит тому роду литературы, который, казалось бы, совершенно утрачен со времени распада СССР. У нас была прекрасная плеяда двукультурных писателей, которые принадлежали одному из этносов, населяющих империю, но писавших на русском языке. Фазиль Искандер, Юрий Рытхэу, Анатолий Ким, Олжас Сулейменов, Чингиз Айтматов… Традиции этой школы – глубокое знание национального материала, любовь к своему народу, исполненное достоинства и уважения отношение к людям других национальностей, деликатное прикосновение к фольклору. Казалось бы, продолжения этому не будет, исчезнувший материк. Но произошло редкое и радостное событие – пришел новый прозаик, молодая татарская женщина Гузель Яхина и легко встала в ряд этих мастеров.

Роман «Зулейха открывает глаза» – великолепный дебют. Он обладает главным качеством настоящей литературы – попадает прямо в сердце. Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы.

Несколько кинематографичный стиль повествования усиливает драматизм действия и яркость образов, а публицистичность не только не разрушает повествования, но, напротив, оказывается достоинством романа. Автор возвращает читателя к словесности точного наблюдения, тонкой психологии и, что самое существенное, к той любви, без которой даже самые талантливые писатели превращаются в холодных регистраторов болезней времени. Словосочетание «женская литература» несет в себе пренебрежительный оттенок – в большой степени по милости мужской критики. Между тем женщины лишь в двадцатом веке освоили профессии, которые до этого времени считались мужскими: врачи, учителя, ученые, писатели. Плохих романов за время существования жанра мужчинами написано в сотни раз больше, чем женщинами, и с этим фактом трудно поспорить. Роман Гузель Яхиной – вне всякого сомнения – женский. О женской силе и женской слабости, о священном материнстве не на фоне английской детской, а на фоне трудового лагеря, адского заповедника, придуманного одним из величайших злодеев человечества. И для меня остается загадкой, как удалось молодому автору создать такое мощное произведение, прославляющее любовь и нежность в аду… Я от души поздравляю автора с прекрасной премьерой, а читателей – с великолепной прозой. Это блестящий старт.

Людмила Улицкая



1 комментарий:

  1. Увидев, что эту книгу читают все и заметив миллион рецензий на нее, при том в большинстве положительных, я твердо решила не читать. Точнее прочитать позже, когда обсуждения улягутся, чтобы сформировать свое мнение, а не навеянное большинством. И вот время прошло и я получаю пинок в виде подаренной книги. И да, мне приятно, что она теперь есть в моей библиотеке.

    Это произведение разделено на 4 части: "Мокрая курица", "Куда?", "Жить" и "Возвращение". И вот все эти части это отдельная какая-то история, чуть ли не отдельная книга, они прям координально отличаются. При этом переходы слабоваты, чувствуется какой-то разрыв.

    Первая часть рассказывает о Зулейхе и ее жизни с мужем. Я прямо не знала, что и сказать. У меня все сжималось внутри. Такое скотское отношение к женщине, а главное, та же женщина считает это нормой. Ее с детства учат подчинению и ублажанию. Да ну как?? Когда ты вырос по другим правилам и нормам, это и правда тяжело вмещается в голову, хочется кричать, говорить, чтобы она боролась, пытаться помочь и прочее. И в плане эмоций да, эта часть во мне всколыхнула многое. Да и в плане образов это довольно интересно. Описания природы и окружения мне понравилось, я до сих пор помню, как перенеслась в зиму из жаркого лета. Упыриха тоже вот не оставила равнодушной, при том кстати до конца книги.

    Вторая глава лично для меня будет посильнее первой. Ракулаченные, никому не нужные, потерянные люди. Дорога в никуда. Отчаяние. Боль. Смерти. Болезни. И на фоне всего этого ада, какая-то нежность и искорка доброты. Появляется много второстепенных персонажей, и каждый запоминается, ибо они очень хорошо переданы. А вот Игнатова я тут не взлюбила. Как в первой главе я негативно отнеслась к Зулейхе, так во второй я не полюбила Ивана.

    Третья глава - Жить! Она для меня почти на уровне со второй. Было интересно читать о переселенцах. О том, как люди, которые в жизни не держали пил и чего-то тяжелее ручки начинают работать. Здесь Зулейха начинает просыпаться. Игнатов не меняется, но его поступки и поведение показывают положительные черты характера. И именно в этой главе я забываю об этой парочке, мне на много интереснее было читать о художнике, докторе и прочих.

    Последняя часть это по сути Эпилог. Странно, но он стал для меня самым прям слабым местом. Ожидала чего-то такого, что прямо зацепит, но нет. Все так, как должно быть, и это изложено сухо, просто и очень отстраненно.

    В целом книга мне понравилась. И я не соглашусь, что у автора маленький словарный запас, мне кажется это просто вот такая подача - простыми предложениями, краткими фразами, примитивными сравнениями и прочим. И кстати это все я поставила в плюс, мне понравилось. Еще одна особенность, что в этой книге нет недосказанных ответвлений. Бывает, что читаешь, персонаж больше не упоминается в тексте и думаешь и гадаешь, что же с ним произошло, Яхина же кратко написала обо всех. Связь между главами все таки слабовата и не сильно гармонична, а вот перемотка лет и событий мне понравилась, как-то это ненавязчиво получилось, оп - и уже два года прошло и тд.
    Но главное, что меня зацепило - название. Из девушки, которая меня раздражала, Зулейха превратилась в женщину, которая уверенно смотрит на жизнь, да, пусть она не всегда принимает правильные решения, но то, что она стала увереннее и сильнее - видно сразу. Она и правда открыла глаза.

    ОтветитьУдалить