"Одна страна - одна книга - 2020"


Мухтар Омарханович Ауэзов
(1897 — 1961 гг.)



Советский казахский писатель, драматург и учёный. Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии первой степени (1949). 
Академик АН Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана. Его двухтомный роман «Путь Абая» вошёл в «БВЛ». 
Мухтар Ауэзов родился 16 (28 сентября) 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область). 
Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был женат на Нурганым, сестре Ауэза. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара. 
Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устроил мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 году учебном году Мухтар с отличием закончил первый класс учительской семинарии, а завершил обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году. 
Молодой Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежанием, изысканными манерами, стройной фигурой Незаурядный спортсмен играл за первую в городе футбольную команду «Ярыш». 
В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы. 
Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля (1918—2009), а через год — сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь. 
Впоследствии Мухтар сдружился с сыном Абая Турагулом и женился на Камиле, внучке великого поэта, дочери его сына Магауи, но и этот брак вскоре распался.  
В 1918 году Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издавали в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступил в партию большевиков и продвинулся впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге (тогда — столице Киргизской Автономной ССР), одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике. 
Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключён из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставил свой пост в Оренбурге и поступил вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничая в журнале «Шолпан». 
Весной 1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимал участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера (англ.)русск., Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая — философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствии это сотрудничество послужило поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде». 
В октябре 1923 году поступил на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Там произошло знакомство Мухтара Ауэзова и Валентины Николаевны Кузьминой, которая стала его третьей супругой. Но после первого курса он вернулся в Казахстан. Осенью 1925 года снова поехал в Ленинград и закончил учёбу в 1928 году. По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года молодая семья переехала в Ташкент, здесь он поступил в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподавая. В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова. 
В 1930 году Ауэзов был арестован по обвинению в связи с организацией молодых казахских писателей «Алка» и он провёл 2,5 года в заключении. Жена с дочерью вернулись в Ленинград. 
Выйдя на свободу, Ауэзов преподавал в вузах Алма-Аты, продолжая писать пьесы. Его друг и поэт Ильяс Джансугуров советовал Ауэзову бросить политику и заняться исследованием творчества знаменитого родственника. И в 1933 году Ауэзов выпустил первое полное собрание стихов Абая «Абай Кунанбай-улы толык жинак» (латиницей) в Кзыл-Орде, готовил первое научное собрание произведений Абая, параллельно в Казахском музыкальном театре шли его пьесы. Семья воссоединилась, и в 1943 году родился сын Ернар, будущий биолог. К первому пленуму Союза писателей Казахстана, состоявшемуся в мае 1937 года Ауэзов являл собой самую яркую фигуру на литературном небосклоне Казахстана. Но и самую преследуемую: по старой памяти его труды запрещались местными органами НКВД, изымались из библиотек, сам он был уволен с работы. 
Он уехал в Москву и много сотрудничал с писателем Леонидом Соболевым. Они написали трагедию «Абай», научное исследование «Эпос и фольклор казахского народа», выпустили сборник «Песни казахского народа». 
С началом войны Ауэзов вернулся в Казахстан, работал в Институте языка, литературы и истории КазФАН СССР. В 1942 году выпустил первую книгу романа «Абай». Тогда же жил гражданским браком с Фатимой Габитовой, вдовой его расстрелянного НКВД в 1937 году друга Ильяса Джансугурова. В 1943 году у них родился сын Мурат, впоследствии учёный-культуролог, учредитель Фонда Мухтара Ауэзова. 
В 1945 году, в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нём. В Москве вышла первая книга «Абай», его наградили орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год он стал доктором филологических наук, профессором, академиком АН Казахской ССР. В 1947 году была опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, в 1948 году — обе книги на русском языке. 
В 1947 году вышло Постановление ЦК Компартии Казахстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы АН КазССР», писателя стали постоянно преследовать, не давая возможности спокойно работать. В 1952 году вышли в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке и в том же году на страницах «Правды» вновь было выдвинуто обвинение в недостатке гражданской бдительности у Ауэзова. Статью «Правды» от 30 января 1952 года на следующий день перепечатала «Казахстанская правда». Профессор, академик М.О. Ауэзов был уволен за «буржуазно-националистические ошибки» из университета, выведен из коллектива авторов многотомной «Истории Казахской ССР». Он вновь вынужден, во избежание ареста, скрытно уехать в Москву и два года читает лекции по казахской литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ. 
В 1954 году в Москве он завершил тетралогию «Путь Абая», вошёл в состав редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступил с докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов и триумфально вернулся в Алма-Ату, где был восстановлен во всех должностях.  
В 1955 году избирался депутатом Верховного Совета КазССР IV созыва и начал совершать зарубежные поездки в составе литературных делегаций, одновременно работая над «Антологией казахской поэзии» и с переводчиками дилогии «Путь Абая». 
28 сентября 1957 года — 60-летие М. О. Ауэзова. Награждён орденом Ленина, ему присуждено звание «Заслуженный деятель науки КазССР».  
В Дни казахской декады в Москве (1958 год) в центре внимания общественности были двухтомный роман-эпопея М. Ауэзова «Путь Абая», изданный на русском языке, солидная «Антология казахской поэзии» и мемуары Бауржана Момыш-улы «За нами Москва». 
В 1959 году за дилогию «Путь Абая» М. Ауэзову присуждена Ленинская премия, он был избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР V созыва. 
С группой советских писателей в 1960 году посетил США. По возвращении работал над циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя младое». 
Летом 1961 года уехал в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умер во время операции. Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.

Награды. Звания. Премии.

1945 г- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»  
1945 г- Ордена Трудового Красного Знамени  
1948 г -Медаль «В память 800-летия Москвы»  
1949 г- Орден «Знак Почета»
1949 г- Сталинская премия первой степени  за роман «Абай».
1957г - Орден Трудового Красного Знамени  
1957 г- Орден Ленина  
1957 г- Звание «Заслуженный деятель науки КазССР»  
1959 г- Ленинская премия за роман-дилогию «Путь Абая».
Дипломы. Удостоверения.
1946 г- Диплом доктора наук (ученая степень доктора филологических наук)  1946 г- Аттестат профессора (Профессор по кафедре «казахская литература»)  
1946 г- Действительный член Академии наук Казахской ССР.  
1953г- Удостоверение профессора Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова
Премии.
1949 г-Сталинская премия первой степени за роман «Абай».  
1959 г-Ленинская премия за роман-дилогию «Путь Абая».
Общественная деятельность
1955 г, 1959 г- депутат Верховного Совета Казахской ССР.


"Путь Абая"
Путь Абая — роман-эпопея Мухтара Ауэзова, описывающий жизнь известного казахского поэта Абая Кунанбаева. Первая эпопея, написанная на казахском языке. «Путь Абая» широко известен в Казахстане и далеко за его пределами. Роман-эпопея состоит из четырех книг.
Главный герой романа — реальное историческое лицо, великий поэт, основоположник казахской письменной литературы, просветитель Абай Кунанбаев. В романе развернута панорама полной драматизма и противоречий народной жизни, быта и нравов кочевых и оседлых степняков конца XIX века, в полную силу показана широта и красота вольнолюбивой души казахского народа, его мечты о лучшем, его надежды и чаяния, его своеобразный духовный уклад, национальный характер.

Читаем роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая" online 


























Алимжанов Ануар (Ануарбек)
(1930–1993)


Родился в 1930 году В маленьком ауле Карлыгаш, расположенном в одном из широких зеленых ущелий Джунгарских гор, относящихся к Андреевскому району Талды-Курганской области.
В 1949 году А. Алимжанов окончил Лепсинское педучилище, а в 1954 году отделение журналистики Казахского государственного университета имени С. М. Кирова. Журналистскую деятельность писатель начал в областной газете «Алма-Атинская правда», а с марта 1955 года стал собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Казахстану. Позже работал заместителем редактора газеты «Ленинская смена», главным редактором студии «Казахфильм», корреспондентом «Правды» и вновь собкорром «Литературной газеты» по Средней Азии. Член КПСС.
Первая книга А. Алимжанова «Белый друг, желтый друг, черный друг» — репортаж о Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Москве — вышла в 1958 году. Очерки и рассказы, созданные в результате многочисленных журналистских поездок А. Алимжанова по родной стране, по Европе, Азии и Африке, составили сборники «Когда встречаются друзья» (1959), «Вечные корни» (1960), «Пятьдесят тысяч миль по воде и суше» (1962). Перу А. Алимжанова принадлежат также повести «Караван идет к солнцу» (1963), «Синие горы» (1964), «Сувенир из Отрара» (1966), роман «Стрела Махамбета» (1969). Он лауреат премии комсомола Казахстана и республиканской государственной премии им. Абая.
А. Алимжанов — член Советского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки, член Правления советской ассоциации дружбы с народами Африки, член Центральной ревизионной комиссии ССП СССР, член правления Союза писателей Казахстана.



В преддверии празднования 1150-летия великого Аль-Фараби стоит вспомнить историю «возвращения» Великого Учителя в современный Казахстан. Главными батырами в этой истории стали видный казахский ученый-геолог А.Машанов и известный писатель А.Алимжанов. «Возвращение Учителя» – повесть о скитаниях по мусульманскому Востоку сына кыпчакских степей Абу Насра Аль-Фараби. Эта повесть была издана в 1979 году в Москве в издательстве «Советский писатель». Известный литературный критик Н. Ровенский, отмечая удачное сочетание в повести беллетризма и научной публици­стики, сказал также, что «в целом, слог романа восходит к «Шахнамэ» и «Тысячи и одной ночи».
Один из первых ревнителей Аль-Фараби, казахский писатель и общественный деятель А. Алимжанов был известен и авторитетен в интеллектуальной среде афро-азиатского мира второй половины ХХ века; его уважали и ценили в Москве. Считается, что Ануар Алимжанов, сотворив на «общесоюзном» русском языке захватывающую повесть об Аль-Фараби



источник Литературный портал 




Комментариев нет:

Отправить комментарий