Мухтар Омарханович Ауэзов
(1897 — 1961 гг.)
Советский
казахский писатель, драматург и учёный. Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской
премии первой степени (1949).
Академик
АН Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана. Его
двухтомный роман «Путь Абая» вошёл в «БВЛ».
Мухтар
Ауэзов родился 16 (28 сентября) 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда
(ныне Семипалатинская область).
Семья
Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая Кунанбаева, дед
Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был
женат на Нурганым, сестре Ауэза. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу
рождения его внука Мухтара.
Мухтар
Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в
1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году
после года учёбы в медресе устроил мальчика в 5-классное городское русское
училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913
году учебном году Мухтар с отличием закончил первый класс учительской
семинарии, а завершил обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919
году.
Молодой
Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежанием,
изысканными манерами, стройной фигурой Незаурядный спортсмен играл за первую в
городе футбольную команду «Ярыш».
В
1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и
проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым
пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки
Абая и близкие родственники автора пьесы.
Летом
1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился
на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля
(1918—2009), а через год — сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их
брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю
жизнь.
Впоследствии
Мухтар сдружился с сыном Абая Турагулом и женился на Камиле, внучке великого
поэта, дочери его сына Магауи, но и этот брак вскоре распался.
В
1918 году Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издавали в Семипалатинске журнал
«Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим
мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась
Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступил в партию большевиков и
продвинулся впоследствии по партийной линии до должности председателя
Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге (тогда — столице
Киргизской Автономной ССР), одновременно пробуя силы в драматургии и
журналистике.
Осенью
1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был
исключён из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он
оставил свой пост в Оренбурге и поступил вольнослушателем в Среднеазиатский
Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничая в журнале «Шолпан».
Весной
1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и
фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса,
принимал участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда
«для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера
(англ.)русск., Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая — философских
заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел
Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствии это сотрудничество послужило
поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде».
В
октябре 1923 году поступил на филологическое отделение Ленинградского
государственного университета. Там произошло знакомство Мухтара Ауэзова и
Валентины Николаевны Кузьминой, которая стала его третьей супругой. Но после
первого курса он вернулся в Казахстан. Осенью 1925 года снова поехал в
Ленинград и закончил учёбу в 1928 году. По окончании Ленинградского
университета в августе 1928 года молодая семья переехала в Ташкент, здесь он
поступил в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподавая.
В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук,
директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова.
В
1930 году Ауэзов был арестован по обвинению в связи с организацией молодых
казахских писателей «Алка» и он провёл 2,5 года в заключении. Жена с дочерью
вернулись в Ленинград.
Выйдя
на свободу, Ауэзов преподавал в вузах Алма-Аты, продолжая писать пьесы. Его
друг и поэт Ильяс Джансугуров советовал Ауэзову бросить политику и заняться
исследованием творчества знаменитого родственника. И в 1933 году Ауэзов
выпустил первое полное собрание стихов Абая «Абай Кунанбай-улы толык жинак»
(латиницей) в Кзыл-Орде, готовил первое научное собрание произведений Абая,
параллельно в Казахском музыкальном театре шли его пьесы. Семья воссоединилась,
и в 1943 году родился сын Ернар, будущий биолог. К первому пленуму Союза
писателей Казахстана, состоявшемуся в мае 1937 года Ауэзов являл собой самую
яркую фигуру на литературном небосклоне Казахстана. Но и самую преследуемую: по
старой памяти его труды запрещались местными органами НКВД, изымались из библиотек,
сам он был уволен с работы.
Он
уехал в Москву и много сотрудничал с писателем Леонидом Соболевым. Они написали
трагедию «Абай», научное исследование «Эпос и фольклор казахского народа»,
выпустили сборник «Песни казахского народа».
С
началом войны Ауэзов вернулся в Казахстан, работал в Институте языка,
литературы и истории КазФАН СССР. В 1942 году выпустил первую книгу романа
«Абай». Тогда же жил гражданским браком с Фатимой Габитовой, вдовой его
расстрелянного НКВД в 1937 году друга Ильяса Джансугурова. В 1943 году у них
родился сын Мурат, впоследствии учёный-культуролог, учредитель Фонда Мухтара
Ауэзова.
В
1945 году, в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий
художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и
несколько статей о нём. В Москве вышла первая книга «Абай», его наградили
орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год он стал доктором
филологических наук, профессором, академиком АН Казахской ССР. В 1947 году была
опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, в 1948 году — обе книги на
русском языке.
В
1947 году вышло Постановление ЦК Компартии Казахстана «О грубых политических
ошибках в работе Института языка и литературы АН КазССР», писателя стали
постоянно преследовать, не давая возможности спокойно работать. В 1952 году
вышли в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке и в том же году на
страницах «Правды» вновь было выдвинуто обвинение в недостатке гражданской
бдительности у Ауэзова. Статью «Правды» от 30 января 1952 года на следующий
день перепечатала «Казахстанская правда». Профессор, академик М.О. Ауэзов был
уволен за «буржуазно-националистические ошибки» из университета, выведен из
коллектива авторов многотомной «Истории Казахской ССР». Он вновь вынужден, во
избежание ареста, скрытно уехать в Москву и два года читает лекции по казахской
литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ.
В
1954 году в Москве он завершил тетралогию «Путь Абая», вошёл в состав
редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступил с
докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома
Союзов и триумфально вернулся в Алма-Ату, где был восстановлен во всех
должностях.
В
1955 году избирался депутатом Верховного Совета КазССР IV созыва и начал
совершать зарубежные поездки в составе литературных делегаций, одновременно
работая над «Антологией казахской поэзии» и с переводчиками дилогии «Путь
Абая».
28
сентября 1957 года — 60-летие М. О. Ауэзова. Награждён орденом Ленина, ему
присуждено звание «Заслуженный деятель науки КазССР».
В Дни
казахской декады в Москве (1958 год) в центре внимания общественности были
двухтомный роман-эпопея М. Ауэзова «Путь Абая», изданный на русском языке,
солидная «Антология казахской поэзии» и мемуары Бауржана Момыш-улы «За нами
Москва».
В
1959 году за дилогию «Путь Абая» М. Ауэзову присуждена Ленинская премия, он был
избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР V созыва.
С
группой советских писателей в 1960 году посетил США. По возвращении работал над
циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя
младое».
Летом
1961 года уехал в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умер во время операции.
Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.
Награды. Звания.
Премии.
1945
г- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»
1945
г- Ордена Трудового Красного Знамени
1948
г -Медаль «В память 800-летия Москвы»
1949
г- Орден «Знак Почета»
1949
г- Сталинская премия первой степени за роман «Абай».
1957г
- Орден Трудового Красного Знамени
1957
г- Орден Ленина
1957
г- Звание «Заслуженный деятель науки КазССР»
1959
г- Ленинская премия за роман-дилогию «Путь Абая».
Дипломы. Удостоверения.
1946
г- Диплом доктора наук (ученая степень доктора филологических наук) 1946
г- Аттестат профессора (Профессор по кафедре «казахская литература»)
1946
г- Действительный член Академии наук Казахской ССР.
1953г-
Удостоверение профессора Московского Государственного университета им.
М.В.Ломоносова
Премии.
1949
г-Сталинская премия первой степени за роман «Абай».
1959
г-Ленинская премия за роман-дилогию «Путь Абая».
Общественная деятельность
1955
г, 1959 г- депутат Верховного Совета Казахской ССР.
"Путь Абая"
Путь
Абая — роман-эпопея Мухтара Ауэзова, описывающий жизнь известного казахского
поэта Абая Кунанбаева. Первая эпопея, написанная на казахском языке. «Путь
Абая» широко известен в Казахстане и далеко за его пределами. Роман-эпопея
состоит из четырех книг.
Главный герой романа — реальное историческое лицо,
великий поэт, основоположник казахской письменной литературы, просветитель Абай
Кунанбаев. В романе развернута панорама полной драматизма и противоречий
народной жизни, быта и нравов кочевых и оседлых степняков конца XIX века, в
полную силу показана широта и красота вольнолюбивой души казахского народа, его
мечты о лучшем, его надежды и чаяния, его своеобразный духовный уклад,
национальный характер.
Читаем роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая" online
Алимжанов Ануар (Ануарбек)
(1930–1993)
Родился в 1930
году В маленьком ауле Карлыгаш, расположенном в одном из широких зеленых ущелий
Джунгарских гор, относящихся к Андреевскому району Талды-Курганской области.
В 1949 году А. Алимжанов окончил
Лепсинское педучилище, а в 1954 году отделение журналистики Казахского
государственного университета имени С. М. Кирова. Журналистскую деятельность
писатель начал в областной газете «Алма-Атинская правда», а с марта 1955 года
стал собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Казахстану. Позже работал
заместителем редактора газеты «Ленинская смена», главным редактором студии
«Казахфильм», корреспондентом «Правды» и вновь собкорром «Литературной газеты»
по Средней Азии. Член КПСС.
Первая книга А. Алимжанова «Белый друг,
желтый друг, черный друг» — репортаж о Всемирном фестивале демократической
молодежи и студентов в Москве — вышла в 1958 году. Очерки и рассказы, созданные
в результате многочисленных журналистских поездок А. Алимжанова по родной
стране, по Европе, Азии и Африке, составили сборники «Когда встречаются друзья»
(1959), «Вечные корни» (1960), «Пятьдесят тысяч миль по воде и суше» (1962).
Перу А. Алимжанова принадлежат также повести «Караван идет к солнцу» (1963),
«Синие горы» (1964), «Сувенир из Отрара» (1966), роман «Стрела Махамбета» (1969).
Он лауреат премии комсомола Казахстана и республиканской государственной премии
им. Абая.
А.
Алимжанов — член Советского комитета по связям с писателями стран Азии и
Африки, член Правления советской ассоциации дружбы с народами Африки, член
Центральной ревизионной комиссии ССП СССР, член правления Союза писателей
Казахстана.
В преддверии
празднования 1150-летия великого Аль-Фараби стоит вспомнить историю
«возвращения» Великого Учителя в современный Казахстан. Главными батырами в
этой истории стали видный казахский ученый-геолог А.Машанов и известный
писатель А.Алимжанов. «Возвращение Учителя» – повесть о скитаниях по мусульманскому Востоку сына
кыпчакских степей Абу Насра Аль-Фараби. Эта повесть была издана в 1979 году в
Москве в издательстве «Советский писатель». Известный литературный критик Н.
Ровенский, отмечая удачное сочетание в повести беллетризма и научной публицистики,
сказал также, что «в целом, слог романа восходит к «Шахнамэ» и «Тысячи и одной
ночи».
Один из первых
ревнителей Аль-Фараби, казахский писатель и общественный деятель А. Алимжанов
был известен и авторитетен в интеллектуальной среде афро-азиатского мира второй
половины ХХ века; его уважали и ценили в Москве. Считается, что Ануар
Алимжанов, сотворив на «общесоюзном» русском языке захватывающую повесть об
Аль-Фараби
источник
Литературный портал
Комментариев нет:
Отправить комментарий